МБОУ "Беллыкская СОШ"
Краснотуранский район, село Беллык
  • Профориентация

    В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Любая профессия и специальность предъявляет определённые требования к человеку. Может случиться так, что психологические особенности вашего ребёнка будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать.        Существует десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.

    Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

    Ни одна из классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли выбрать ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Очевидно нет. Этим  целям наилучшим образом отвечает классификация  профессий  построенная по признакам идущим от человека.

    По первому признаку – предмет труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на 5  типов:

    Т «человек – техника» — предмет труда техника. Это все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой,  в том числе и управлением ( водитель, слесарь-ремонтник, техник, наладчик технологического оборудования).

    Ч «человек – человек» — труд этих профессий направлен на воспитание и обучение, бытовое, торговое и медицинское обслуживание (учитель, продавец, экскурсовод).

    П «человек – природа» — предмет труда природа: растительный, животный мир, микроорганизмы (биолог, цветовод).

    З «человек – знаковая система» — объектом труда человека выступают  различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, рисунки, дорожные знаки (экономист, топограф, чертёжник).

    Х «человек – художественный образ» — профессии труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (музыкант, артист, модельер).

    Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

    Г – гностические профессии и специальности ( «гнозис» от др.греческого – знание или познание). Конечный продукт деятельности человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать,  оценить, исследовать.

    П – по своим целям связан с активным изменением свойств, состояние предметов труда, поэтому профессии называют – преобразующими.

    И – изыскательские профессии. На первый план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

    Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства.

    Р – профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (моляр, хирург, сантехник, зубной врач).

    М – профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, фрезеровщик, машинист крана).

    А – профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (сталевар, печатник, ткачиха, оператор энергосистем).

    Ф — профессии и специальности, в  которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека ( певец, актёр, балерина).

    По условиям труда можно выделить 4 группы профессий:

    — труд в обычных бытовых условиях;

    — труд на открытом воздухе;

    — труд с повышенной материальной ответственностью;

    — труд с повышенной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за духовное развитие человека.

    При выборе профессии родителям необходимо:

    — знать состояние здоровья подростка;

    — иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.

    Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie